В то утро она проснулась неожиданно рано. В городе Алиса всегда очень поздно ложилась, а утром не находила сил, чтобы встать. Здесь же темнота накрывала Малое Грибково словно теплым уютным одеялом, и Алиса засыпала крепко, без сновидений.
НАЧАЛО — ЗДЕСЬ
И вот сегодня проснулась, невесть почему, на рассвете. Это летнее утро совсем не показалось ей сонным. В саду вовсю распевали птахи, откуда-то доносилось тихое мычание, в одном из соседних дворов звякнула дужка ведра. Грибково просыпалось…
Алиса сладко потянулась, стоя на крыльце, когда скрипнула соседская калитка. Из неё вышел и направился к машине высокий мужчина. Надо же, Алиса вчера и не слышала, когда он приехал. Мысль пришла неожиданно.
— Роман! — Окликнула она.
Конечно, Алиса рисковала ошибиться. Мало ли кто мог приехать к её соседям. Тем более, как она поняла, у Зинаиды Николаевны есть ещё дети. Но она рискнула.
— Роман!
— Да. — Мужчина обернулся и теперь удивлённо смотрел на неё.
— Простите, мы с вами не знакомы. — Заторопилась Алиса. — Только с вашей мамой и Архипом. Но можно вас попросить?
Он наклонил голову в знак согласия.
— Купите, пожалуйста, Архипке змея. — Выпалила Алиса и покраснела. — Воздушного. Такого, знаете, как птица, с крыльями.
— Я и забыл совсем. — Неожиданно смутился Роман. — Вам Архип сказал, наверное. Я обещал. И забыл. Спасибо, что напомнили…
— Алиса.
— Да. Спасибо, Алиса. Я сегодня же заеду.
То, что его не рассердил факт вмешательства незнакомой особы в чужие дела, было добрым знаком, и Алиса приободрилась.
— Хорошего вам дня. — Проявила она вежливость.
— И вам. — Безо всякого раздражения отозвался он.
Машина скрылась в конце улицы, а она ещё долго смотрела вслед. Приятный мужчина. И совсем не похож на буку, погруженного только в свою драгоценную работу.
Это так и про неё тоже можно сказать, что она зануда, не знающая ничего кроме собственных историй и дедлайнов. Впрочем, Маруся часто так и говорит, пеняя подруге на её занятость.
* * * * *
— Алиса! Алиса! Знаешь что?
Архип ворвался в калитку, подпрыгивая от нетерпения. Новость распирала лёгкие, распахнула во всю ширь и без того большие глаза. Она плескалась, фонтанировала, разбрасывала брызги радостного возбуждения.
— Алиса! Папа змея привёз!
— Да ты что!
Алиса сделала вид, что просто поражена этим событием.
— Это же здорово, Архипка!
— Алиса! — Мальчик подбежал и прижался к ней. Потянулся к уху и таинственно прошептал. — Твои сказки волшебные!
— Сказки и должны такими быть. Все сказки.
— Нет. — Заспорил мальчик. — Только твои. Ты придумала ёжичков, и они пришли. Сочинила сказку про змея, и папа купил змея! Они сбываются! Они настоящие, Алиса.
— Мы вместе с тобой сочиняли сказки, так что ещё неизвестно, кто из нас волшебник.
— У меня без тебя ничего не было, когда я раньше придумывал. — Архип ещё крепче прижался к ней. — Только с тобой получается! Алиса, ты самая хорошая!
— Ну, что ты, Архипка. Я самая обыкновенная. Я тоже хотела сказать, что ты очень хороший. Я рада, что мы подружились.
— И я! Алиса, я пойду к папе!
— Беги, конечно.
Чуть позже, сидя у открытого окна, она слышала, как протопал мимо забора Архипка, что-то говорящий спокойно отвечающему ему отцу. Вот хорошо! Главное, Роман выполнил своё обещание, и его сын счастлив сейчас.
Маруся позвонила вечером:
— Привет! Как ты там? Как Грибково? Уверена: тебе нравится! Работается хоть ничего?
— Ничего. — Сообщила Алиса. — Хорошо в этом вашем Грибково. И соседи хорошие.
— Здорово! Мы их, соседей в смысле, не очень знаем. Всё же там Кирина тётушка жила, а не мы, но люди в этой деревне хорошие. От Кирюшки привет тебе!
— И ему передавай. Как отдыхается?
— Алиска, Карелия — это песня! В следующий раз тебе надо съездить сюда! Здесь такая природа! Ладно, подруга, отдыхай. Постарайся хоть немного расслабиться. Я понимаю, что ты писательница и блогер, но отдых нужен всем.
— Да какой я блогер, Марусь. Уже и не помню, когда писала туда последний раз.
— А вот и зря! Аудиторию набрать тяжело, а потерять легче лёгкого. Запомни: людям по барабану твои сложности. Они привыкли видеть новости в ленте. Сегодня они пишут тебе положительные отзывы, сочувствуют. Но стоит не появиться несколько дней, большинство из них тут же забудут о твоём существовании. Они перейдут на другие страницы, к другим блогерам. Каждому важен его личный интерес.
— Марусь, и после этого ты говоришь, что зануда из нас двоих это я?
— Ладно, ладно! — Засмеялась подруга. — Удачи! Блог не бросай!
* * * * *
Алиса поработала над книгой. Потом пересмотрела свои последние публикации в блоге. Да, Маруся права. Подписчиков заметно поубавилось. Писательство отнимает много времени, но бросать начатое было всё-таки жаль, и Алиса написала несколько постов о Малом Грибково, снабдив публикацию яркими и сочными фотографиями окружающей природы. Блог ожил. Посыпались лайки и комментарии. И она даже пожалела, что так надолго забросила свою страницу.
Подумав, написала заметку о маленьком Архипке и «чудесах», которые случились накануне.
«Здорово! Вы молодец!» — Подписчики рисовали одобрительные смайлики. — «Так просто подарить ребёнку чудо! Алиса, не переставайте творить! И чудеса в том числе!»
Было приятно и одновременно неловко, словно она сделала это специально, напоказ, хотя всего навсего поделилась новостями с подписчиками.
Сам Архип в тот день так и не пришёл, и Алиса вдруг поняла, что скучает по этому маленькому большеглазому фантазёру. Увидев в соседнем дворе Зинаиду Николаевну, она поздоровалась и спросила.
— Что же это Архипки не видно сегодня?
— Так отец его в город повёз, на детский праздник какой-то. То ли день рождения у кого-то из ребятишек, то ли ещё какой повод, я, Алисочка, сама не разобрала, да только они ещё с вечера и уехали. Ночевали в городе. И сегодня останутся. Это Архип приедет, сам тебе расскажет во всех подробностях. Он у нас поговорить любит!
И она засмеялась. Улыбнулась и Алиса. Вечером она покормила колючую семейку, что теперь исправно являлась ужинать. Ежата смешно и уютно пыхтели мокрыми тёмными носами и выглядели беззащитно и трогательно, как обыкновенно выглядят все дети, не знающие плохого. Позвонила редактору уточнить кое-какие подробности, сделала несколько фотографий заката и окунулась в теплый и спокойный сон.
* * * * *
— Алиса! — Первое, что она услышала утром, было её имя. — Алиса, ты спишь?
Под окном нетерпеливо подпрыгивал её маленький приятель. Сегодня на Архипке красовалась яркая майка с каким-то мультяшным героем, а на длинные, ниже колена, шорты было нашито столько карманов, кармашков и карманчиков, что Алиса ахнула.
— Привет Архип! А зачем тебе столько карманов? Хотя, я тоже хочу такие штаны! Очень хочу!
Мальчик довольно погладил рукой шорты и пояснил.
— В таком кармане камешки, в таком — гвоздик, в том — от конструктора, чтоб не потерялось. — Он показал Алисе пару цветных деталек. — О! А здесь конфеты! Алиса, это тебе! Попробуй, какие вкусные! Я тебе привёз.
— Спасибо, Архипка! Ты самый настоящий верный друг! Послушай, друг, заходи тогда. Будем завтракать и чай пить.
— Ты кашей завтракаешь? — Настороженно поинтересовался маленький гость.
— Сегодня я завтракаю сырниками, сметаной и малиной с сахаром. Будешь?
— Буду! — Кивнул мальчик. — А то что-то я кашу не очень люблю.
— Вот придумаем с тобой сказку про волшебную кашу, и полюбишь. — Пошутила Алиса.
Но Архипка не откликнулся на её шутку. Вдруг сделался серьёзным и каким-то грустным. Алиса даже испугалась немного.
— Ты что это, Архип?
Он поднялся к ней на крыльцо, сел на верхнюю ступеньку и неожиданно тихо попросил:
— Сочини мне маму!
Алиса растерялась и, садясь рядом с ним, совершенно по-детски спросила.
— Это как?
— Как ёжичков, и как змея… — Архипка поднял на неё глаза. — Пусть мама тоже будет настоящая.
Пока Алиса думала, что ответить ему на эту необычную просьбу, Архип опять заговорил.
— Я вчера был у девочки на празднике. Там была её мама. Она с нами играла, почти как маленькая, придумывала всякое интересное. А когда я упал…- Он поднял штанину, и Алиса увидела на коленке заботливо обработанную ссадину. — Когда я упал, она меня лечила и дула на ранку так, что было совсем не больно. Я тоже хочу, чтобы у меня была своя мама, Алиса. А ты сможешь, я знаю. У тебя получится.
Ей очень не хотелось, чтобы Архипка грустил в такое светлое летнее утро.
— Хорошо. — Согласилась Алиса. — Мы придумаем для тебя новую сказку. Вместе придумаем. Только сначала надо поесть.
Он тут же вскочил и уже весело начал рассказывать, во что и с кем играл вчера а гостях. Не замолкал и за столом, успевая заедать сырники сладкой спелой малиной.
Терпеливо дождался, пока Алиса вымоет посуду, и лишь тогда снова спросил.
— Сочинишь про маму?
У неё совершенно не было никаких мыслей о том, как должна начинаться и заканчиваться эта сказка, но обманывать ожидания Архипа было стыдно и, по сути, абсолютно неправильно. К тому же, у неё духу бы не хватило сказать, что она отказывается выполнить его просьбу.
Спасла её, сама того не подозревая, Зинаида Николаевна.
— Архипка! — Окликнула она мальчика. — Ну, куда ты делся, горе моё? Кто обещал с бабушкой до магазина дойти?
«Мужчину ращу из него» — Сказала Зинаида Николаевна как-то Алисе. — «Сумку помочь донести, в огороде подсобить, починить чего с отцом вместе. К этому, Алисочка, с измальства приучаются. Потом поздно будет».
Вот и сейчас Архип встрепенулся и с сожалением посмотрел на Алису.
— Надо помочь бабушке.
— Обязательно надо! — С некоторым облегчением подтвердила она. — Настоящие мужчины всегда приходят на помощь. Давай, знаешь, как сделаем? Ты сходишь в магазин с бабушкой, я немного поработаю, а потом встретимся и обязательно сочиним сказку. Хорошо?
Мальчик согласно закивал.
Эта история заняла у них больше времени, чем предыдущие. Архип пыхтел, хмурился, пару раз, как показалось Алисе, собирался даже заплакать. Но всё-таки сказка появилась на свет. В ней маленький мальчик, борясь со злыми силами, разыскивал свою маму. И наконец нашёл. Алиса хотела, чтобы недругов в их истории было поменьше, но Архипка настаивал на том, что мальчик, как настоящий герой, должен победить всех вокруг, чтобы его мама видела, какой замечательный у неё сын.
— Разве любят за что-то, Архипка? — Спросила Алиса задумчиво. — Мне казалось, что любят просто так, даже если человек не очень хорошо себя ведёт или выглядит, не так, как нам хочется, или занимается делом, которое мы считаем глупым.
— Конечно! — Убеждённо ответил её маленький друг. — Разве можно любить злого человека? Бандита, который всех убивает? Злых ведь не получится полюбить. На соседней улице есть Владик. Он приезжает к бабушке летом. Знаешь, Алиса, он злой мальчик. Он палкой махал на собаку, и кошку камешками сбивал с крыши. Ты ему не показывай никогда наших ёжичков, а то он их тоже обидит.
— Я не буду показывать Владику ёжичков. — Согласилась Алиса. — Только мамы, Архипка — это другое. Они любят своих детей даже тогда, когда те замахиваются на кого-то палкой. Ругают, но не перестают любить.
— Правда? — Глаза Архипа удивлённо расширились.
— Правда. И, чтобы мама любила своего сына, ему совсем не обязательно совершать подвиги. Она и так знает, что её мальчик — самый лучший на свете.
Архип задумчиво ковырял пальцем ниточку, вылезшую из светлой скатерти, которой был застелен стол, когда с порога раздался голос:
— Тук-тук! К вам можно? Чего это вы калитку не закрываете? Не боитесь?
Алиса улыбнулась остановившемся на пороге Роману.
— Не боимся. Здесь, в Малом Грибково, вроде, недобрых людей нет. Разве что Владик с соседней улицы.
Он удивлённо поднял брови, а Архипка повис у отца на шее:
— Я, папа, тебе потом расскажу. Ты рано приехал!
— Пораньше вырвался. Змея твоего запускать пойдём? Алиса, хотите запускать с нами змея?
— Пойдём! Пожалуйста! — Архипка умоляюще посмотрел на девушку.
— Я с удовольствием пойду запускать с вами змея, тем более, что никогда в жизни этого не делала. — Засмеялась Алиса.
— Тогда мы зайдём за вами буквально через десять минут. Идём, Архип. Бабушка желает непременно напоить тебя Глашиным молоком.
Они ушли. Алиса быстро переоделась. В тонких голубых джинсах и светлой кофточке она выглядела совсем девочкой. Но, видимо, этот её образ пришёлся по душе Роману, который широко улыбнулся, когда она выбежала за калитку.
«Странно. Почему Зинаида Николаевна говорит, что кроме работы его ничего не интересует. Может быть, сын просто не всё о себе рассказывает» — Подумалось ей.
— Смотри, Алиса, какой красивый! — Похвастался Архипка, с трудом удерживая яркого змея, хвост которого волочился по земле.
— Очень красивый! — Искренне похвалила она. — Самый замечательный змей из тех, что мне приходилось видеть.
— Послушай, Архип, давай я понесу твоего змея, чтобы он не мешал тебе идти, а ты, пожалуйста, придержи Алису за руку. Дорога ей не знакома, и мы должны проследить, чтобы она не споткнулась.
— Хорошо. — Покладисто согласился мальчик. — Только, папа, ты тоже хорошо держи моего змея, чтобы он никуда не улетел раньше времени.
— Договорились!
Вечер пролетел незаметно. Счастливый малыш бежал, путаясь в траве, и с восторгом смотрел на яркое полотно в небе, пока Роман не посадил его к себе на плечи. Теперь Архип был ещё ближе к закатным, уже розовым, облакам.
Прощаясь у калитки, он шепнул.
— Я сказал змею желание. Как в нашей сказке, помнишь?
Алиса кивнула. Ей так не хотелось, чтобы этот день заканчивался, и она неожиданно для себя предложила:
— Роман, а хотите посмотреть ежат?
— Что за ежата?
— Папа, это наши с Алисой ёжички. Они приходят каждый вечер. И сегодня придут. Правда, Алиса?
— Придут. Если мы немного посидим на крыльце, то обязательно их увидим.
Роман едва заметно посмотрел на часы.
— Торопитесь? — Тихо спросила она.
— Хотел уехать в город сегодня. — Так же тихо ответил мужчина.
— А здесь я со своими ёжиками…
— Папа? — Архип просяще заглядывал отцу в глаза.
— Ну, хорошо. Показывайте своих зверей, заговорщики!
— Только ты не шуми! — Важно предупредил его сын.
— Обещаю вести себя тихо.
Они сидели на крыльце, обняв ладонями чашки с чаем, а Архип устроился между ними, укрытый тонким, но теплым пледом.
— Смотри, папа. — Прошептал он, указывая пальчиком в сторону забора, вдоль которого один за другим катились маленькие серые комочки.
— Ух, ты! — Роман с интересом смотрел на колючих гостей. — Если честно, я думал, что эти самые «ёжички» — плод воображения Архипа. Надо же…
— Я же говорил, папа. Они самые настоящие! У Алисы всегда всё взаправду!
— Это в наше время большая редкость. — Заметил Роман. — Ну что, сынок, побежали. А то мне ещё надо успеть в город. До свидания, Алиса. Спасибо вам за чай и чудесный вечер! А ещё за то, что у вас, оказывается, всё «взаправду»!
* * * * *
«Хорошая девушка». — Думал он, вглядываясь в темное полотно трассы. — «Странно, что одна».
Сам он долгое время после смерти жены не мог думать ни о ком другом. Спасибо маме, что была рядом в самое тяжёлое для них с Архипом время. Все заботы о малыше упали на её плечи. А он, пытаясь забыться, работал, как проклятый, не позволяя себе ни на секунду расслабиться. Потому что, как только Роман задумывался о будущем, перед глазами сразу вставало родное лицо. В каждой новой знакомой он искал и не находил свою Иришку…
Только Люба смогла сломать все стереотипы. Он познакомился с ней случайно, спустившись в ночной бар за кофе. Кофемашина в офисе, как назло, сломалась, а работать предстояло ещё долго. Взяв у бармена бумажный стакан с кофе, он торопливо сбежал по ступенькам и столкнулся с высокой стройной девушкой. Напиток выплеснулся из-под неплотно закрытой крышки, оставив на её светлом платье уродливые темные пятна.
— Простите! — Совершенно искренне огорчился Роман. Он растерянно протянул девушке свой платок, ожидая громкого возмущения с её стороны, но она молча взяла и провела по испорченному платью.
— Безнадёжно. — Констатировала девушка. — Бар отменяется. Придётся ехать домой.
— Вы на машине?
— Кто же ездит в бар на машине? Хотя… — Она посмотрела на его стакан с кофе.
— Позвольте тогда я вас сам отвезу. — Предложил он, чувствуя себя виноватым. — И компенсирую расходы на покупку нового платья.
— Отвезти — отвезите. Неудобно в таком виде показываться на глаза даже таксисту. А насчёт компенсации — не стоит. Я фаталист. Это платье никогда мне особо не нравилось, и теперь я точно понимаю, что надеть его было плохой идеей. В вашем лице Вселенная дала вполне понятный знак.
В тот вечер он отвёз её домой, а потом прислал букет цветов в знак извинения за произошедший инцидент.
Незаметно они начали встречаться. Энергичная и решительная, Люба не позволяла ему раскисать. Она вытаскивала Романа в театры и на выставки, заставила заняться спортом, и он дважды в неделю посещал тренажерный зал.
Постепенно он привык к такому ритму жизни, но знакомить женщину со своей семьёй не спешил. Отлучки объяснял занятостью на работе, а Зинаида Николаевна делала вид, что верит ему. Ну, или же, действительно, верила. Иногда намекала на то, что неплохо бы ему, Роману, устроить наконец свою личную жизнь. И что Архипке, как-никак, а нужна мама. Но сам он такой необходимости не видел. Зинаида Николаевна прекрасно ладила с внуком и, по мнению Романа, мальчик получал достаточно женской ласки и внимания.
Когда мама сказала, что Архипка начал захаживать в соседний дом, что сняла на лето молодая приятная девушка, он мало обратил внимания на эту подробность. Архип — человек общительный, поэтому нет ничего удивительного, что он быстро подружился с новой соседкой. Роман по-прежнему рано уезжал и поздно возвращался, иногда оставаясь ночевать в городе с Любой. И, наверное, почти сразу забыл бы про эту девушку, если бы она не окликнула его сама. И напомнила про змей, про который он совсем забыл.
А увидев её сегодня у калитки, такую светлую, воздушную и счастливую, он на какое-то время забыл, что собирался вернуться в город. Им было так хорошо втроём: ей, ему и Архипке. Так хорошо, что он опять вспомнил Ирину. Вспомнил и испугался этой памяти, которая вдруг снова будет помехой…
— Хочешь, я познакомлю тебя с сыном? — Спросил он у Любы, когда она встала, чтобы налить себе сока.
— Ты считаешь, что пора?
— Наверное. — Пожал плечами Роман. — Ещё год-полтора и Архипа надо забирать в город. Начнётся подготовка к школе, кружки, секции.
— Интересно, насколько я ко всему этому готова? — Спросила она то ли его, то ли саму себя. — Не знаю…
* * * * *
Алисе не спалось. Насыщенный вечер всё ещё будоражил сознание. Она попробовала вернуться к работе над книгой, но текст не складывался. Тогда решила написать свои впечатления в блоге. Описала и простор луга, и упругое разноцветное полотно воздушного змея, и улыбку Архипа. Разместила несколько фотографий. С этим дело пошло удачней. И вдохновлённая комментариями подписчиков Алиса, наконец, уснула.
ПРОДОЛЖЕНИЕ — ЗДЕСЬ