— Маша, а почему вы не пробовали восстанавливаться? — Пётр Борисович удивлённо смотрел на неё. — Мне, конечно, надо посмотреть ваши медицинские документы, заключение при выписке, но я видел и более серьёзные травмы, после которых люди становились на ноги.
НАЧАЛО — ЗДЕСЬ
— Маша у нас не боец, скорее, ангел. — Грустно усмехнулась Соня. — Думает обо всех, кроме себя.
— Ну, ангелам тоже нужно летать. — Серьёзно заметил Пётр Борисович. — Им по должности положено.
Птах бросил быстрый взгляд из витрины. Ему нравился этот сдержанный немногословный человек, пришедший в дом. Да, ангелы должны летать, и птицы, и люди иногда, если необходимо, хотя бы душой.
— Но врачи сказали…
— Ничего они толком не сказали. — Перебила Соня. — Один, что ситуация безнадёжна, второй — что бывают исключения.
— Маша, не отказывайтесь. Давайте я выясню вашу ситуацию и поговорю с коллегами. Зря вы думаете, что в провинции нет хороших врачей.
— Я не думаю.
— Вот и славно. А ангелы у вас просто чудесные. И те, что делаете, и коллекция.
Он подошёл к витрине.
— Особенно этот.
— Это Птах. — С нежностью произнесла Маша. — Вы тоже ему понравились.
— Как вы это поняли?
— У него взгляд меняется. Посмотрите внимательно. Запомните. И, когда придёте снова, посмотрите ещё раз. Тогда поймёте, о чём я.
— Видите, Пётр Борисович, вас уже опять пригласили в гости. А вы идти не хотели. — Засмеялась Соня. — Маш, Варя приходила?
— О, да. Они со Славой часто заходят. Варька болтает, а Славик помогает мне осваивать твою технику.
— Варя? — Переспросил врач. — Как она себя чувствует?
— Хорошо. — Успокоила Маша. — У них теперь вообще всё хорошо. Даже Варин отец нашёлся. Оказывается, тоже попал в больницу. Вот такая у нас больничная компания собралась.
— Ой, вот не надо. — Замахала руками Соня. — Я очень уважаю Петра Борисовича, но в больницы лучше попадать пореже.
— Это правильно. — Согласился Пётр Борисович. — И нам работы меньше. Ну, что ж, пора. Маша, рад был знакомству. Учтите всё, что я сказал. И ещё. Не бросайте делать ваших ангелов, если это возможно.
— Теперь не брошу.
— И спасибо вам за моих. Вы не сердитесь, что они попадут не в те руки?
— Что вы! Конечно нет. Главное, что доставят кому-то радость.
Когда они ушли, Маша посмотрела на свои ноги. Неужели правда то, что он говорит? Она уже смирилась с тем, что никогда не будет ходить, и начала учиться выживать в существующих реалиях. И радовалась тому, что у неё получается. И новой работе, и занятию, о котором раньше даже не думала, но которое приносит радость другим людям. Не случись с ней всего этого, она по-прежнему спешила бы на свой первый автобус, отсиживала положенный срок на работе, торопясь домой поскорее, проводила одинокие вечера, мечтая о коротком долгожданном отпуске, когда они с Соней смогут куда-нибудь вырваться. Странно устроена жизнь, но такая страшная случившаяся с ней беда подарила ей что-то хорошее.
— Иногда вещи совсем не такие, какими кажутся на первый взгляд. — Задумчиво сказала она ангелам.
Тимошка мечтательно смотрел наверх. Тоже думал о чем-то своём и молчал загадочно.
* * * * *
По совету подруги Маша попробовала шить и другие игрушки, используя машинку и находя выкройки в интернете. Дело шло быстрее. Они получались хорошо, но были совсем не такие, как Ангелы, которых она по-прежнему шила только вручную.
Однако Слава, вдохновлённый её новыми успехами, сделал Маше свой собственный сайт, на котором и выставил созданные ей игрушки.
— Надо только цену установить. — Довольно заметил он. — И первый шаг, считайте, сделан.
— Слав, а как я её установлю? Я же совершенно не знаю, сколько это стоит.
— Сейчас глянем. Вот так. Чтобы не дорого, и не слишком дёшево.
Слава посмотрел на страницу.
— Начало положено. Будем ждать заказы.
— Заказы. — Маша улыбнулась. — Да ты, Славик, оптимист.
— Маша, привет! — Варя позвонила, когда она совсем не ждала её звонка. — Можно к тебе приехать?
— Конечно, Варюш. Вы со Славиком?
— Нет. С другим человеком. Он познакомиться с тобой хочет.
«Вот так штука. Неужели, поругались со Славой?» — Заволновалась и удивилась она, но вслух спокойно произнесла.
— Конечно, приезжай. Ты же знаешь, я всегда дома.
И запуталась ещё больше, увидев входящего вслед за девочкой высокого мужчину.
— Это мой папа. — Сообщила Варя. — Его Георгием зовут. Маш, он очень хотел с тобой познакомиться. Вот торт. Я чайник ставить, да?
— Ну, ты же сама знаешь.
— Она, как дома, у вас. — Мужчина неловко присел на край дивана. — Маша, я, собственно, пришёл, чтобы поблагодарить вас за Варю. Она мне всё рассказала. Если бы не вы…
— Глупости. Это не подвиг — помочь человеку в беде. Это простая человеческая норма.
— Подвиг. Сейчас уже подвиг. — Георгий опустил глаза. — Получается, что при обоих живых родителях моя дочь оказалась никому не нужна. И только вы помогли.
Маша молчала, не торопя и не перебивая его.
— Мы с женой совершенно бездарно прожили годы нашего брака. В упрёках, скандалах, ревности. Я после развода был так зол на неё, что совсем забыл, что есть ещё и Варя.
Он посмотрел на Машу и вдруг спросил.
— Скажите, а как получилось, что какое-то время мы с вами жили в соседних квартирах, а я вас совершенно не помню?
— Должно быть, вам было не до чужих проблем. К тому же, я долгое время провела в больнице.
— Что с вами случилось, Маша?
— Авария. Вернее, какая-то машина сбила меня на пешеходном переходе, здесь, недалеко. В тот день сильный дождь был, словно и не зима вовсе.
Она видела, как бледнеет его лицо.
— Простите, а когда это произошло. Вы помните?
— Конечно. Двадцать девятого февраля, в исчезающий день. И в високосный год. Бабушка говорила,что эти годы всегда несчастливые. Хотя сама ушла в другой, совсем не високосный.
— Так не бывает. — Тихо сказал он. — Таких совпадений.
— Каких?
В комнату вошла Варя.
— Что тут у вас? Пойдёмте пить чай.
— Да, идём.
К торту Георгий не притронулся.
— Варя сказала вам, что я лежал в больнице?
— Сказала, сказала. — Кивнула девочка.
— Я лежал в реанимации, потом долго приходил в себя. А знаете, как я туда попал?
— Это папа даже мне не рассказывал. — Отправляя в рот кусок торта, сообщила Варя.
— В тот вечер, всё не ладилось. От вашей соседки я тогда уже съехал, снял квартиру. Начал задумываться, что это всё мне надоело до чёртиков, что надо менять свою жизнь. А такие мысли, они ни к чему хорошему не приводят. И я пошёл в бар. Не слишком дорогой, зато работающий почти до утра. Сидел и пил один. И вдруг новый посетитель попросил разрешения подсесть ко мне. Видимо, ему очень надо было с кем-нибудь поговорить.
Варя с любопытством смотрела на отца.
— Он был уже здорово пьян. Наверное, только поэтому начал рассказывать, как ему плохо, как он не может спать по ночам. Рассказал, как двадцать девятого февраля, в свой день рождения, который бывает всего раз в несколько лет, в сильный дождь сбил человека. Сбил и уехал, и даже не знает, что с ним. В тот день рухнуло дело всей его жизни, он потерял фирму, которую развивал со дня основания, и тогда же сильно поссорился с женой. В свой день рождения. Всё по классике. Сказал, что с женой развёлся потом, новое дело, в которое вложился, никак не развивается, что сил больше нет, и желания тоже. И что это — расплата за ту аварию.
— Ну, видимо, не за ту. — Вздохнула Маша. — Авария — скорее следствие всех его неприятностей.
— Но бумеранг за тот случай тоже не заставил себя ждать. — Покачал головой мужчина. — Он попрощался, а когда выходил, случайно задел какого-то человека из сидящей у входа компании. Я не слышал, о чём они говорили, но на улицу за ним вышли все четверо сидящих за столом.
Девочка отодвинула кружку и тревожно слушала.
— Я не смог не выйти следом. И увидел, что его бьют. Крикнул бармену, чтобы вызвал полицию, и попытался вмешаться. Ну и вот, попал в реанимацию. Когда пришёл в себя, врач сказал, что тот человек умер ещё в скорой.
— Страшно. — Тихо сказала Маша.
— Да. Страшно. — Признался Георгий. — Но, наверное, только тогда я понял, что бумеранг, действительно, возвращается за всё то, что мы делаем.
— Может быть, это и так. — Маша вздохнула. — Но с чего вы взяли, что он говорил обо мне? Он разве сказал, где это произошло?
— Нет. Но после ваших слов я почему-то сразу подумал…
— Георгий, город у нас хоть и не такой большой, но всё же. В тот день в такую погоду мог произойти не один несчастный случай.
— Но всё равно странно, согласитесь.
— В последнее время я привыкла ничему не удивляться.
— Маша, когда Варя мне рассказала, что с ней случилось, я решил, что всё произошедшее — это предупреждение и для меня тоже. Я мог потерять дочь. Теперь буду подавать иск на раздел имущества и заберу Варю жить к себе. А вам я хочу предложить помощь. Любую. Могу помочь с организацией вашего маленького бизнеса, потому что неплохо разбираюсь во всём этом, ну, и там привезти, отвезти, сделать мужскую работу по дому. Пусть мелочи, но вам одной с ними справляться непросто.
— Маша, ты не отказывайся. — Предупредила Варя. — Папа много чего делать умеет.
— Да как-то неожиданно это всё. Мне пока, кажется, и не надо ничего.
— Ну, не надо сегодня, зато вполне может понадобиться завтра. — Спокойно откликнулся Георгий. — Я вам номер телефона свой записал. Вы звоните, Маша.
Ангелы смотрели с любопытством.
* * * * *
— Ну что, будем провожать старый год? Георгий, открывайте шампанское.
— Пап, открывай! — Поторопила Варя.
— А вам со Славой сок.
— Георгий! — Соня укоризненно подвинула к нему два бокала. — Они совсем взрослые уже. Шампанского-то можно.
— Как врач разрешаю, если не злоупотреблять. — Засмеялся Пётр.
— Пётр Борисович, мы боялись, что вы из Москвы вернуться не успеете. — Улыбнулась Маша. — Понравились девочкам мои ангелы?
— Да, Маша, очень. Впрочем, я знал, что так будет. А как у вас дела с другими куклами?
— Уже есть первые покупатели! — Похвастался Слава. — И заказы через сайт к Рождеству. Жаль, что Маша не хочет делать ангелов на продажу. Только для ребятишек из больницы. А многие спрашивают.
— Маш, а если к твоим куклам просто прикладывать ещё ткань и выкройку? — Варя даже вскочила. — Пусть каждый, если захочет, сам даст крылья своему ангелу! И лица у некоторых можно не рисовать!
— Варя, я тебе говорила, что у тебя светлая голова?
— Говорила, говорила.
— И ещё скажу!
— Так, девочки, закройте на время свой бизнес-проект. — Попросила Соня. — Давайте скажем спасибо уходящему году за то, что все мы, сидящие сегодня за этим столом, в нём встретились. Это произошло так необычно и неожиданно, что похоже на чудо. Но чудеса должны иногда случаться, хотя бы потому, что мы в них верим. Жаль только, что Кирюшу пока забрать не получилось, но я очень надеюсь, что уже следующий Новый Год он будет встречать с нами.
— Не грустите, Соня. — Попросил Пётр Борисович. — Так обязательно и будет!
Всегда печальный Пьеро незаметно кивнул.
Он точно знает, что ровно через год перед самым боем курантов, детская рука поставит на нижнюю полку рядом с Пастушком фигурку в нежно-зелёной рубахе, и положит рядом несколько конфет и мандарины.
— Пусть сегодня у вас тоже будет Новый Год. — Шепнёт мальчик и откинет со лба отросшую, необычного терракотового оттенка, пушистую прядку.
И что ещё через полтора года этот мальчик, сильно вытянувшийся и повзрослевший, будет стоять у Чёрного озера в волшебной стране Монтенегро вместе с теперь уже самыми настоящими своими родителями, прижимая к груди неизменного Лесного Ангела. И его отец нежно обнимет маму.
— Сонечка, ты как себя чувствуешь?
— Нормально, Петя. Что ты так волнуешься. С Кирюшиной сестрой всё будет в порядке. У неё папа — самый лучший в мире врач!
— Скажешь тоже.
— И скажу! Правда ведь, Кирюш?
— Конечно, ты же тётю Машу почти вылечил!
Тимошка весело покосился на Птаха.
В один из дней Маша войдёт в свой новый магазин без привычной палочки. А коляска останется лишь неприятным воспоминанием. Навстречу ей шагнёт Варя.
— Маша, ничего себе! Как ты?
— Непривычно. Столько лет заново учиться ходить.
— А почему тебя твой деловой партнёр не подвёз? Где папа?
— У моего делового партнёра сегодня другие дела. На одних куклах вам со Славой на квартиру не заработаешь, а Георгий хочет успеть к рождению ребёнка. Ты, кстати, как себя чувствуешь?
— Отлично! Только сладкого всё время хочется. Кажется, что одна могу слопать целый торт.
— Девочки они такие. — Засмеётся Маша.
Она уже знает, какое личико будет у её следующего Ангела, белого, невесомого, с синими, как у Вари глазами…
И Ангелы знают. Всё это будет через год, три или четыре после сегодняшней ночи, может, чуть позже. Но обязательно будет. И они не спят, потому что нельзя спать, когда на свете столько незавершённых дел и не встретившихся ещё в этом мире человеческих душ.
Автор Йошкин Дом