Выложите перед ребенком ряд из 3 – 4 картинок, на которых изображены геометрические фигуры. Попросите ребенка запомнить их, хорошенько рассмотреть и изучить. Затем картинки следует закрыть и ребенок должен назвать какие фигуры и в какой последовательности лежали в ряду. Для детей постарше задание можно усложнить: предложить рассмотреть изображение фигуры с добавлением некоторых элементов, например квадрат в центре которого круг, в центре которого, в свою очерень, находится треугольник. Затем картинку нужно закрыть и предложить ребенку повторить увиденный рисунок на бумаге не подглядывая в исходник.
На столе перед ребенком нужно разложить несколько игрушек. Предложить ребенку запомнить их расположение, а затем попросить его отвернуться. Когда ребенок отвернется следует убрать одну из игрушек из ряда или поменять какие-то игрушки местами. Затем попросить ребенка повернуться и сказать, какой игрушки не хватает или расположить игрушки в том порядке, в котором они стояли изначально.
Для тренировки памяти можно использовать игру «Пексесо». В игре учавствуют карточки с рисунками, каждая из которых имеет совершенно идентичную пару. Картинки перемешиваются и раскладываются рисунками вниз в несколько рядов. Затем следует открыть пару каких либо картинок и предложить ребенку запомнить их расположение. Затем нужно попарно открывать другие картинки, давать ребенку их запоминать, а после снова переворачивать их картинками вниз. Цель игры заключается в том, чтобы ребенок запомнил на каких местах находятся похожие картинки и затем показал эти места. Если ребенок оказался прав и на указанных им местах лежали парные картинки, то обе картинки изымаются. Игра продолжается до последней пары картинок. В такую игру лучше играть с 2 – 3 детьми или же родители должны играть с детьми. Ходы должны делаться поочередно. В таком случае побеждает тот, кто откроет больше парных картинок.
Упражнение для тренировки ассоциативного мышления.
Выложите перед малышом ряд картинок с разнообразными изображениями. Затем следует произносить ребенку слова, а он должен находить картинки, соответствующие сказанному слову. Можно усложнить задачу, называя косвенные признаки изображенного объекта. Например, вместо того, чтобы сказать слово «щенок», сымитируйте собачий лай, а ребенок пусть найдёт картинку, на которой изображен зверек, который издает такой звук и укажет на нее.
Упражнение для тренировки логической памяти.
Выложите перед ребенком ряд картинок, которые объеденены между собой логическим смыслом, например, ряд изображений с животными. Добавте в этот ряд одно изображение, которое выпадает из логического ряда, например, изображение жука. Предложите ребенку убрать лишнюю картинку. Малышу придется, основываясь на логическом мышлении, понять, какое из изображение является лишним и убрать его.
Для тренировки логического мышления у детей младшего школьного возраста можно использовать известные логические задачки:
С какой птицы надо ощипывать перья, чтобы получить утро, день, вечер и ночь? (с утки)
Какой остров жалуется на свой маленький размер? (Ямал)
Из какой чашки нельзя есть? (из пустой)
Что делал слон, когда пришел на-поле-он (щипал траву)
А и Б сидели на трубе, А — упала,
Б — пропала, кто остался на трубе? (на трубе осталась И)
Черви, буби, по-лбу-бей ехали на лодке,
черви, буби — утонули, кто остался в лодке?
(по лбу бей: получи законный щелчок в лоб)
Когда руки бывают местоимением? (когда они — вы-мы-ты)
Что находится между столом и холодильником? (союз И)
По небу летели 2 крокодила в клеточку и один в полосочку. Сколько всего их было? (нисколько: крокодилы не летают и в полоску не бывают)
С какой птицы надо ощипывать перья, чтобы получить утро, день, вечер и ночь? (с утки)
Какой остров жалуется на свой маленький размер? (Ямал)
Из какой чашки нельзя есть? (из пустой)
Что делал слон, когда пришел на-поле-он (щипал траву)
А и Б сидели на трубе, А — упала,
Б — пропала, кто остался на трубе? (на трубе осталась И)
Черви, буби, по-лбу-бей ехали на лодке,
черви, буби — утонули, кто остался в лодке?
(по лбу бей: получи законный щелчок в лоб)
Когда руки бывают местоимением? (когда они — вы-мы-ты)
Что находится между столом и холодильником? (союз И)
По небу летели 2 крокодила в клеточку и один в полосочку. Сколько всего их было? (нисколько: крокодилы не летают и в полоску не бывают)
Упражнение для запоминания стихов.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, предложите ему визуализировать образы, о которых говорится в стихе. Выбирите отрезок стиха, в котором присутствуют образы, которые легко можно представить себе мысленно, визуализировать. Если ребенок сможет в момент запоминания стиха представлять себе действие или описаную картинку, то ему будет гораздо легче выучить любой стих.