— Мама, — спросил мальчик по дороге домой, — если собаки боятся салютов и фейерверков, значит, и нам сегодня не стоит их запускать?
— Может быть. Хотя Рэма не обязательно брать с собой. Можно оставить в доме. Ты же так мечтал запустить этот салют.
НАЧАЛО — ЗДЕСЬ
— А вдруг кто-то другой испугается. — Вздохнул мальчик. — Да и потом, как-то уже не особо и хочется.
«Ещё бы, если ты не можешь разделить свой восторг с тем, с кем так хотел». — Подумала Яна и прижала к себе сына.
Ёлочка была небольшой, и нарядили её быстро. Рэм бегал рядом и удивлённо поглядывал на блестящие шарики, не мячи ли.
— Нельзя, Рэм. — Солидно объяснял Артём. — Пойдём лучше поиграем на улице.
— Только не уходите никуда. — Предупредила Яна. — И, сынок, палочек поищите в сарае, мангал разжечь надо.
— Хорошо!
Яна смотрела в окно, как они носятся во дворе, как смеётся Артём и смешно таскает палку Рэм, и думала о том, что, может быть, и вправду забрать пса с собой в город. Будет Артёму компания, и, может быть, он научится меньше переживать из-за выходок Юрия.
Она тоже вышла во двор, и они с Тёмой принялись разжигать огонь в мангале. Яна давно научилась всё делать сама. Когда у тебя растёт сын, отец которого больше думает о развлечениях и гулянках, надо уметь рассказать мальчику, как держать пилу, как разжечь огонь, пожарить мясо, отремонтировать замок или забить гвоздь. Через некоторое время в воздухе аппетитно запахло мясом, и Рэм жалобно заскулил, постоянно облизывая мочку носа.
— Хитренький какой. — Засмеялся Артём. — Знаешь, что это вкусно. Очень вкусно, кстати. Мама, а собакам можно шашлык?
— Не знаю, Тём. Наверное, им это не слишком полезно. Вы, кстати, не замёрзли оба? Идите-ка в дом, грейтесь. А я дожарю и тоже приду.
— Идём, Рэм.
Яна покачала головой. Артём сегодня необычайно послушный ребёнок. Ну ладно: хорошо, что хотя бы не так уже огорчается из-за поступка отца.
Она дожарила мясо и приготовилась нести решётку в дом, когда у калитки притормозил незнакомый автомобиль.
— Простите! — Окликнула Яну вышедшая из машины девушка. — Вы не видели здесь собаку? Мальчик, молодой, шерсть светлая. Вот, посмотрите. Нам мужчина на соседней улице сказал, что он может быть где-то здесь.
Девушка протягивала телефон. Яна посмотрела и вздохнула.
— Проходите. Только калитку прикройте.
Девушка повернулась к машине и махнула рукой.
— Захар!
— Здравствуйте! — Парень торопливо выбрался из-за руля и закрыл машину. — Даша, что? Видели?
— Проходите в дом, а то мясо остынет совсем. — Голос Яны дрогнул. Молодые люди переглянулись удивлённо.
Она толкнула дверь в дом.
— Мама, мама! Смотри, как умеет Рэм!
Но пёс вдруг бросился к порогу, едва не сбив мальчика с ног. Артём растерянно смотрел, как он лижет лицо незнакомой девушке, а она плачет и обнимает его за шею.
— Стёпка! Стёпочка!
Пёс же, казалось, больше не замечал своего нового друга. Он бросался поочерёдно то к парню, то к девушке, повизгивал, становился лапами им на грудь. Тёмка развернулся и стремительно взбежал по лестнице на второй этаж. Яна знала, почему.
— Какое счастье, что он нашёлся. Не знаю, как благодарить вас за то, что вы приютили нашего Степашку. — Девушка смотрела на Яну, не переставая гладить собаку. — Скажите, а где и когда вы его встретили?
— Встретили сегодня утром, когда приехали на дачу. Он спал у нас под крыльцом.
— Почти неделя… — Прошептала девушка, глядя на своего спутника. — Бедный малыш, как же он выживал всё это время.
Она встала.
— Понимаете, мы уезжали далеко, в отпуск. А Стёпу оставили моим родителям. — Она замялась. — Маме и отчиму. Мама неожиданно попала в больницу с воспалением лёгких, а этот… Не знаю даже, как его назвать. Отчим взял и вывез Стёпу за город. Сказал, что это из-за него всё, что мама простыла, когда с ним гуляла. Хотя врачи говорят совсем другое. Я даже не знала, что он так не любит собак.
— Он вообще никого не любит. Ещё и признаваться не хотел, куда дел. — Сердито добавил молодой человек. — Сказал только, что не сдoхнет, на дачах всегда кто-то есть. Хорошо, что один из наших знакомых видел его машину на этом направлении. Мы три дачных кооператива объехали, пока к вам попали. Спасибо, что вы Стёпку к себе взяли.
Он замолчал и прислушался.
— Хотели взять. Сын просил очень. — Яна уже давно слышала сдавленные рыдания Тёмки, но не перебивала ребят. — Вот, видите, как. Они подружились.
— Расстроился? — Даша закусила губу. — Жалко… Захар, слушай.
Она что-то зашептала парню на ухо. Тот кивнул и вышел.
— Вы простите нас. Но мы…
— Вы ни в чём не виноваты. — Яна грустно улыбнулась. — И Тёма, когда пройдёт первое горе, поймёт. Просто он уже поверил, что у него будет собака. Мне, кажется, сын привязался к вашему Стёпе. У него вообще в этот Новый год всё пошло не по плану. Сплошные разочарования.
Вернулся Захар, неся в руках запечатанную в блестящую бумагу коробку.
— Вот, возьмите, пожалуйста. Это вашему мальчику. Игровая приставка. Я покупал для племянника, но теперь мы попадём к ним только после Нового года, так что успею купить новую.
— Что вы. — Яна покачала головой. — Не надо. Это же чужой подарок. И потом, мы не за подарки пустили в дом Рэма, простите, Стёпу. Да Артёму и не до этого сейчас.
— Позвольте, я всё же подарю? — Попросил Захар. — И попробую объяснить.
Яна показала рукой на лестницу. Молодой человек поднялся. Они о чём-то говорили с Артёмом, но в конце концов спустились вместе.
— Привет. — Тихо сказала Даша, наблюдая, как пёс ластится к мальчику.
— Здравствуйте. — Тёма шмыгнул распухшим от слёз носом.
— Мы не хотели тебя огорчить. Просто очень долго искали свою собаку.
— Я понимаю. — Артём изо всех сил старался держать себя в руках. — Я бы тоже искал. Нельзя предавать тех, кто тебя любит. Спасибо вам за подарок.
— Может быть, он хоть немного поднимет тебе настроение.
— Это вряд ли. — Мальчик вздохнул. — Хотя это очень хороший подарок. Правда.
— Извините, что, не желая того, испортили вам праздник. — Даша шагнула к двери. — Мы поедем. С наступающим.
— И вас. — Яна улыбнулась. — Не теряйте больше своего любимца.
— Теперь, если придётся, будем оставлять его в другом месте. — Пообещала Даша. — В надёжном. В прошлый раз не решились, думали, что дома ему будет лучше.
Провожать неожиданных гостей Яна пошла одна. Когда вернулась, Артём стоял у окна и смотрел в темноту.
— Не уезжают почему-то…
— Что? — Не поняла Яна.
— Они стоят там. — Повторил сын. — И никуда не едут.
— Странно. — Она тоже выглянула в окно. — Мы вроде бы попрощались. Случилось что-то, наверное.
— Скорее бы уже наступило двенадцать часов. — Устало произнёс Артём. — Чтобы встретить Новый год и пойти спать.
— Если хочешь, не жди, ложись, сынок.
Он отрицательно покачал головой.
— Нет, я с тобой. Мама, ну почему они не уезжают?
— Пойду спрошу. — Не выдержала Яна.
Она сбежала с крыльца и вышла за калитку. Постучала в стекло.
— Даша, у вас случилось что-то?
— Машина почему-то не заводится. — Девушка вздохнула. — Захар звонил в сервис, но они объяснили, что эвакуатор уже не приедет, сказали, завтра утром.
— И что же вы сидите в холодной машине? Почему не вернулись в дом?
— Мы и так доставили вам неприятности, расстроили вашего сына. Не хочется усугублять.
— Не говорите глупости, Даша. На улице мороз. Закрывайте машину, забирайте Стёпку и пойдёмте праздновать Новый год. К слову, доехать до города вы всё равно бы уже не успели.
Молодые люди переглянулись, Захар кивнул, вытащил сумку из багажника и в который уж раз за этот вечер закрыл машину. Стёпка уверенно нёсся впереди людей через двор к двери дома.
— А шашлык всё же придётся разогревать. — Яна посмотрела на Дашу. — Поможешь накрыть на стол?
— Конечно.
— Вот мы и решили не запускать фейерверк. — Рассказывал Захару Тёма.
— Ну, ничего. — Успокоил молодой человек. — У нас есть большие бенгальские огни. Купили по дороге вместе с продуктами. Они не грохочут, и Стёпка их наверняка не боится. А красоты не меньше. Хочешь, приставку посмотрим? Мне самому интересно.
— Ладно. — Согласился Тёма. — Только как же тот мальчик, ваш?
— Моего мальчика мы увидим теперь через неделю, не раньше. Будет время купить другую.
Тёма сбегал наверх, и они принялись распаковывать коробку. Стёпка потянул носом, понял, что ничем вкусным оттуда не пахнет, и переместился поближе к женщинам.
— Хитрый. — Даша улыбнулась. — Мы с Захаром его случайно взяли. У девочки одной на работе случился казус. Собака её, лабрадор, убежала однажды на прогулке. Нашли в тот же день, а потом оказалось, что у неё будут щенки. Папа, конечно же, неизвестно кто. По виду щеночки родились похожими на мать, но хозяйка, она никого не обманывала и не продавала их. Всех пристроили в хорошие руки. А один, самый маленький, остался. Мы подумали и решили забрать. Захар сказал, что неважно, каким вырастет, главное, что будет любимым. Мы действительно любим его. А здесь друзья уговорили поехать на две недели в турпоездку. Захар передержку хорошую нашёл, но я поговорила с мамой, и мы по-женски подумали, что дома собаке лучше будет, меньше переживаний. Стёпка маму хорошо знает, ну, и отчима… Это моя вина, что так получилось.
— Не вина, Даша, беда. — Яна посмотрела на девушку. — Мы все стараемся сделать как лучше. Точнее, как нам кажется, что лучше. А жизнь, она свои коррективы вносит. Я тоже решила не запрещать Тёме отмечать Новый год с отцом, поддержала их идею, а Юрий обманул сына, и даже не захотел поговорить с ним. Артём ещё поэтому так расстроен.
— Вот почему он про предательство сказал. — Догадалась девушка.
— Да. Больной вопрос. Я посмотрела, как хорошо он поладил с вашим Стёпкой, и подумала : может быть, ему пошло бы на пользу, если бы в доме появилась собака. Конечно, ответственность большая.
— Ну да. — Согласилась Даша. — Это как ребёнок. Яна, хотите второго ребёнка?
— Хочу. — Улыбнулась Яна. — Пусть даже в шерсти и с хвостом. Когда сегодня сын задумался об ответственности после разговора о фейерверках, я поняла, что он взрослеет, начинает больше понимать. Поэтому доля заботы о других ему не помешает. Да и веселее будет Тёме.
— Это точно. — Подтвердила девушка. — С ними не соскучишься.
Яна даже не думала, что эта новогодняя ночь, от которой она не ждала ничего хорошего, получится такой тёплой и праздничной. Молодой задор неожиданных гостей, смешные выходки пса, разговоры, яркий свет бенгальских огней разогнали плохое настроение. Даже Артём развеселился и, когда на следующий день приехали забирать машину Захара, уже не убегал и не прятался, а по-взрослому, за руку, попрощался с молодым человеком, улыбнулся Даше, погладил Стёпку.
* * * * *
— Яна, ты на работе?
— Привет, Даш. Да, а что?
— Захар нашёл щенка по объявлению. Вылитый Стёпка в детстве. Поедем завтра смотреть?
— Давай. — Согласилась Яна. — Вот Тёма рад будет. Он не спрашивает, но я же вижу, как ждёт.
— Мам, а он какой? Он будет такой, как Стёпка?
— Он будет таким, каким мы с тобой его воспитаем, Артём.
— Мама, а нам его точно отдадут?
— Думаю, да, если пообещаем его нынешним хозяевам хорошо заботиться о нём.
— Мам, а можно я назову его Рэм?
— Ты сначала посмотри на него. — Засмеялась Яна. — Может быть, ему это имя ещё и не подойдёт.
— Подойдёт, я знаю. А Захар с Дашей скоро приедут? Ой, папа звонит.
Сын растерянно смотрел на Яну.
— Надо ответить, Тёма. — Спокойно сказала она. — Ты сам знаешь, каково это, когда тебе не отвечают.
Мальчик кивнул.
— Привет, пап. Как у тебя дела? Нет, не могу. У нас с мамой тоже дела. Важные.
Он замолчал. Яна слышала, как что-то бубнит в трубке голос бывшего мужа.
— Знаешь, пап. — Голос сына вдруг показался ей совсем взрослым. — Спасибо, что ты обманул меня в Новый год. Это был самый лучший праздник! Нет, не мама так сказала. Это я сам тебе говорю. Если бы ты приехал тогда, как обещал, у меня… Ладно, папа, пока! Мне некогда.
В коридоре раздался звонок. Тёма отключил телефон и заспешил к двери, за которой уже слышались знакомые голоса и весёлый звонкий лай Стёпки.
Автор Йошкин Дом