Елена ( ПРОДОЛЖЕНИЕ )

Леночка появилась на свет в семье художника и балерины. Ее родители были людьми занятыми, возвышенными, и земли касались лишь изредка, по мере надобности, а потом снова возвращались каждый на свой Олимп и не оглядывались на простых смертных. Даже на собственного ребенка.


НАЧАЛО — ЗДЕСЬ

Лену воспитывала бабушка.

Женщиной она была простой, не слишком образованной, и считала лучшим учителем саму жизнь. Однако, сына своего учиться заставила, понимая, как много может дать ему знание вкупе с талантом. За что и была вознаграждена сторицей. Сын ее стал известным художником и разделил свой успех с матерью. Впрочем, она этого никогда не требовала и старалась держаться в тени, просто радуясь за своего единственного ребенка. Жив-здоров-счастлив? И хорошо. Что еще матери надо?

Внучку она любила без памяти, отдавая ей все свое время и накопленную с годами мудрость. Елена была счастлива и любима, а потому маму с папой с подачи бабушки, воспринимала, как небожителей, и претензий к ним не имела.

Лихие девяностые прошлись по семье Елены катком. Сначала ушла мама после непродолжительной болезни, которая источила ее силы и сломала железную волю. Недуг этот унес не только жизнь мамы Елены, но и почти все, что ее родители нажили. Осталась только квартира, которую по счастливому случаю удалось когда-то купить отцу у своего приятеля, который уезжал на постоянное место жительства заграницу. Не торгуясь, тот отдал небольшую двушку в центре города почти за бесценок, попросив лишь об одном:

— Не продавай. Живи сам или оставь дочке. Это родительская. Я здесь вырос. Хочу, чтобы хорошие люди в ней жили…

В этой квартире росла Елена, которая почти все время жила с бабушкой, а потом ютились и мать с отцом, когда их большую, пятикомнатную квартиру на Патриарших пришлось отдать почти даром, так как срочно нужны были деньги на операцию. Операцию, которая не помогла…

Мамы Елены не стало. А после пропал отец.

Возвращаясь домой из мастерской, он просто сгинул в путанице переулков неподалеку от дома и его так и не нашли. Было ли дело в том, что помещение мастерской, расположенное почти в центре города, вдруг понадобилось кому-то, или же это был несчастный случай – так и осталось загадкой. Одно Елена знала точно – отец никогда не оставил бы ее и бабушку просто так. Он не мог сбежать, исчезнуть, начать новую, свободную от обязательств жизнь, когда болела его мама и плакала по ночам дочь.

После того, как пропал отец, бабушка совсем сдала. Она держалась только ради внучки, мечтая «доучить» свою девочку и выдать ее замуж. Но судьба бывает порой жестока. И Елена, спеша домой, чтобы порадовать бабушку тем, что стала невестой, еще не знала, что эта новость так и останется не озвученной.

Свадьбу сыграли только через два года. Скромную, почти без гостей. Не было денег. Откуда им было взяться у аспиранта и учительницы? Родителей мужа Елена не застала. Их не стало задолго до того, как она познакомилась со своим избранником. А потому, поддержки ждать было попросту неоткуда. Мужу от них досталась комната в коммунальной квартире, которую он с гордостью величал приютом мух и жить там не собирался. Изредка сдавал ее или просто пускал пожить приятелей, но сам предпочел поселиться у жены, ценя уют и удобство. Квартира, которую Елене оставила бабушка была в двух шагах от университета, в котором он учился, а после и преподавал.

Первые пару лет молодые жили довольно сносно. Учились экономить и затягивали пояса потуже, когда не хватало денег до зарплаты. Получалось. А потом родился Артем.

Сына своего Елена ждала, как мало кто из матерей ждет своего ребенка. Взяв на руки малыша, она горько расплакалась, вызвав удивление у тех, кто помогал ему появиться на свет.

— Что ж ты ревешь, глупенькая? Смотри, какой парень! Богатырь!

— Бабушка его не увидит…

— Хорошая женщина была, видать, раз так убиваешься. Не реви! Она бы не одобрила. Полюбуйся на сына и передай ему то, что она в тебя заложила. Вот и будет ей от тебя почет и уважение! Поняла?

Елене оставалось лишь кивнуть в ответ.

С появлением сына жить стало труднее. Муж Елены менять в своем графике ничего не собирался.

— Тебя что-то не устраивает? Лена, у меня диссертация! Я, по-твоему, должен все бросить и сделать что? Объясни мне – что?!

— Я не знаю! Но ты же видишь, что нам тяжело! Ребенку нужно хорошее питание, пока не начались серьезные проблемы со здоровьем. Он растет. Скоро нужны будут новые вещи. Одежда, обувь… Мне уже неловко принимать от подруг то, что они отдают нам. Да и размер не всегда подходит. Артем крупный мальчик…

— Лена, оставь меня в покое! Я помогаю с ребенком. Хожу гулять, встаю к нему по ночам. Чего тебе еще?! Я уверен, что ни у одной из твоих подруг мужья не делают и половины из этого!

— Я, конечно, благодарна тебе, но…

— Вот! Ты благодарна! А потому, давай оставим этот разговор! Я тебя услышал!

Что и как услышал муж, Елена поняла, когда узнала, что он продал свою комнату в коммуналке и вложил деньги в какую-то финансовую пирамиду. Естественно все потеряв без всякой надежды вернуть хотя бы часть вложенного в эту аферу. Переживал очень сильно, а потому Елена решила, что пенять ему на глупость будет жестоко. Хотел ведь как лучше…

Несколько лет они жили относительно сносно. Муж Елены нашел какую-то подработку, что-то делал, финансовый вопрос старались лишний раз не поднимать.

А потом Елена узнала, что ждет второго ребенка.

Это была катастрофа. Она понимала прекрасно, что они не справятся.

— Что делать? – она сидела на кухне и грела ладони о бабушкину чашку.

— А какие варианты? Ты сама все понимаешь.

— Да… Я понимаю…

Но избавиться от ребенка Елена не смогла. Дважды записывалась на процедуру, приходила, мялась у кабинета и уходила прочь, понимая, что не сможет отнять ту жизнь, которая уже росла у нее под сердцем.

Кирилл появился на свет в срок, но был слабеньким и капризным. Никакого сравнения со спокойным, всегда не по-детски деловым, Артемом. Именно старший сын стал для Елены главным помощником. Артем присматривал за братишкой, старался занять его, пока Елена занималась с учениками, которые приходили к ней на дом. Но этих денег все равно не хватало. И тогда она решилась на то, о чем давно просила ее соседка, которая имела свою точку на рынке и торговала носками и колготками.

— Ленок, забирай мое место! Я все-все тебе покажу и расскажу! Что где брать и как продавать. Ты умная! У тебя дело пойдет. А я буду спокойна, что пристроила дело свое в хорошие руки и уеду к дочери. Давно зовет, а я все никак не решусь. Жаль оставлять то, что кормило нас столько лет.

Так Елена оказалась на рынке. Сгорая от стыда поначалу, ведь район был не таким уж и большим, а ее многие знали. Но со временем она вспомнила все, о чем говорила ей бабушка и решила, что нет ничего плохого в том, чтобы зарабатывать, пусть и стоя на рынке, и кормить своих детей.

Соседка ее оказалась права. Голова у Елены работала как надо и дела пошли в гору достаточно быстро. Она умела хорошо считать и привыкла общаться с людьми. А потому, для нее не было проблемой наладить торговлю так, что через год появилась еще одна точка, потом еще, а через несколько лет, когда дети немного подросли, Елена открыла собственный магазин и принялась осваивать Подмосковье.

Дело пошло. Но это сказывалось на отношениях в семье и общении с близкими. Елена почти не видела детей и мужа.

— Мальчишки растут без тебя! – кидал ей упрек муж, встречая поздно вечером вернувшуюся с работу Елену.

— Что мне сделать? Оставить бизнес? Продать все? Что мы сможем дать нашим детям тогда?

— У них есть я! – гордо заявлял муж, но Елена в ответ только вздыхала.

Его зарплаты не хватило бы и на то, чтобы прокормить кошку, не говоря уже о детях. Но упрекать она мужа она даже не думала. Не всякому дано умение не просто зарабатывать, но и приумножать полученное. У нее этот талант был. У мужа – нет.

И все же был момент, когда Елена готова была бросить все. Для нее никогда не было ничего дороже жизни детей. И когда случилось так, что жизнь Кирилла оказалась под угрозой, она готова была отдать что угодно, лишь бы ее мальчик остался жив и здоров.

Один из сотрудников Елены связался с плохой компанией и решил, что ему позволено куда больше, чем любому смертному. А потому, просто выкрал младшего ребенка своей хозяйки и потребовал за него выкуп.

На что рассчитывал – было совершенно не понятно. К тому времени Елена уже была довольно известным человеком в городе, многим помогала и среди тех, с кем она общалась, оказалась мать одного из работников прокуратуры. Не вникая в сложности ее отношений с сыном и невесткой, Елена помогла ей оплатить операцию и восстановить зрение. И через какое-то время, когда ее протеже все-таки помирилась с семьей сына, Елене было обещано, что она сможет рассчитывать на любую помощь в случае нужды.

Именно к этому человеку Елена и кинулась, когда узнала, почему ее Кирилл не вернулся из школы вовремя.

Надо отдать должное оперативности всех служб. Сработали они на совесть. Мальчик был найден почти сразу и тот, кто его похитил понес самое суровое наказание. Но те несколько часов, которые Кирилл провел в подвале какой-то старой дачи, где его держали похитители, навсегда остались в его памяти. Пара слов, неосторожно брошенных отцом в упрек матери, ее неуверенность в ответе и чувство вины, которое не покидало Елену, которая считала, что в чем-то муж и прав, ведь не будь у нее своего дела, дети были бы в безопасности, никак не способствовали тому, чтобы происшествие сгладилось из памяти ребенка. Напротив, Кирилл долгое время открыто винил мать в том, что случилось.

Но время шло и какие-то моменты забылись или вовсе стерлись из памяти. Жизнь брала свое и все относительно наладилось.

Росли дети. Росло благосостояние семьи. Елена купила две небольших квартиры, планируя со временем отселить детей. Дала возможность получить образование старшему сыну и выдержала бурю с младшим, который учиться не желал, бросив один за другим два вуза. С помощью старшего сына Елена все-таки смогла убедить Кирилла, что учиться нужно и немного успокоилась, когда тот согласился с доводами матери и брата и взялся-таки за ум.

И только она немного успокоилась и привыкла к тому, что дети пристроены, имеют работу, стабильный доход, и налаживают личную жизнь, как грянул гром и Елене пришлось полностью переосмыслить свою жизнь – такую устоявшуюся и, казалось, уже незыблемую.

Развод дался ей непросто, но она справилась.

Спасала работа и новость от старшего сына, который решил жениться и узаконить отношения с девушкой, с которой встречался уже не один год. Елена планировала вместе с молодыми свадьбу, носилась по своим филиалам, и коротала вечера в обнимку с котом.

Но свадьба Артема прошла, и Елена еще острее почувствовала свое одиночество. Кирилл не появлялся, обидевшись на мать, молодые были заняты своими делами и появлялись редко, и Елена затосковала. Приближались новогодние праздники, но на душе у нее мела такая вьюга, что веселиться совершенно не хотелось.

— Кузьма, вот ты мне скажи, почему я все время всем должна?! – она резала мясо для вьющегося у ее ног кота и ревела. – Сама виновата? Так и есть! Бабушка говорила, что не женское это дело – конем скакать! А то так и будешь рысью ходить до конца дней своих… А надо бы шагом… Как это я о ее словах забыла? Всех жалела, а себя – ни разу… Некогда было. Все время нужно было куда-то бежать, спешить, что-то делать… То одно надо, то другое… Не себе. Кому-то… А результат?! Дети меня не видели, муж ушел, а я… Ох, Кузя… Где взять мудрости? Да и время уже не вернешь… Ушло все… Не исправить… Если бы могла… Любовь свою дать, тепло, заботу… Да куда уже… Поздно…

Она так и продолжила бы жалеть себя, изливая душу изголодавшемуся коту, но звонок, прозвучавший в прихожей, поставил точку в ее плаче.

— Кто это еще? Я никого не жду…

Артем ввалился в квартиру матери морозной глыбой, таща елку и пакет с мандаринами.

— Мам, принимай!

— Сынок, зачем?! Для кого мне елку ставить?

— Как для кого?! – прогудел Артем и посторонился, пропуская в квартиру свою миниатюрную жену – Анюту. – А мы? Не люди, что ли?!

Елена только ахнула.

— Анечка, Артем, вы же собирались ехать на лыжах кататься! Что случилось?!

— Мама, ты только о плохом не думай! Все хорошо! – Артем скинул куртку и переглянулся с Аней.

Та не стала долго томить свекровь в неведении. Шепнула ей что-то на ухо, и Елена замерла, уже понимая, что ее жизнь только что начала новый отсчет времени. Времени, которое никто уже отобрать у нее не сможет…

— Правда?!

— Да! И сразу двое! Представляете?! Так что, без вас нам никак не справиться. Моя мама поможет, конечно, но я очень хочу, чтобы у детей были две бабушки. Я, конечно, понимаю, что вы заняты…

— Анечка, да какое там! Господи, я правда стану бабушкой?!

— Да!

И снова Елене пришлось менять все в своей жизни. Но на этот раз она делала это по собственной воле.

Встречая из роддома своих первых внуков, она спокойно кивнула бывшему мужу и его жене, которые тоже приехали, чтобы посмотреть на малышей. А потом взяла под руку Кирилла, который мялся в сторонке, не зная, как подойти к матери.

— Мам…

— Не надо, сын. Я все знаю. И что Мила ушла от тебя, и что планы твои грандиозные рухнули еще до того, как ты успел что-то вложить в их осуществление.

— Артем рассказал?

— В общих чертах. Не злись на брата. Он тебя любит.

— Да знаю я…

— Вот и хорошо. Я тут подумала… Мне управляющий нужен. С головой и руками. У тебя все это в наличии. Пока так. А дальше – посмотрим. Или носочки тебя не устроят в качестве начала?

Кирилл остановился так резко, что Елена невольно споткнулась.

— И ты мне доверишь?

— А почему нет? Ты мой сын. И желание работать у тебя есть. Зачем мне человек со стороны?

— Мам, только не говори, что ты на покой собралась!

— Пока – нет. Ребята дом строят. Помощь нужна. Но я не хочу все время проводить на работе. У меня теперь внуки…

Елена легонько коснулась руки сына, и поспешила навстречу Анюте, которая вышла на крыльцо роддома и ахнула, увидев, сколько друзей и родственников приехало, чтобы встретить ее.

Спустя какое-то время Елена достанет бабушкину тетрадь с рецептами и в ее доме снова поселится детский смех и запах ванили. А когда через несколько лет у Кирилла родится дочь, счастье так прочно обоснуется в большом семействе, что она, наконец, вздохнет спокойно и, поставив как-то утром на стол тарелку с румяными блинчиками, скажет Кузьме:

— Время вернуть нельзя, Кузенька… А вот научиться дорожить им – можно. Что ты уши навострил? Ребята проснулись? Как раз вовремя! Завтракать пора!

Автор: Людмила Лаврова