Всего 5 слов — и вы изменитесь даже внешне. Даже внешнее поведение и внешние ваши действия будут правильными. Вот как действует Иисусова молитва. Именно там так сильно учил своих духовных чад старец 20 век, Иосиф Исихаст. Он был очень строг и своих юных монахов учил двум правилам. Молитва и молчание. Первое освещает, второе отвергает празднословие. Если монах тому не научился, то он не монах, даже если внешне он таким кажется. В Исусовой молитве, как и в любой другой молитве, бесспорно, можно заменить «я» на «мы». В этом нет ничего страшного и запретного. Более того, можно заменить мужской пол на женский, здесь тоже Господь не осудит. Это нормально, это естественно, это правильно. Если говорить о заповедях Божьих, то Господь в молитве «Отче наш», он «НАШ», не «МОЙ», не твой, «наш». Поэтому и обращаться нужно, как к «нааш». И хлеб «наш», не «мой» насущный даждь «нам» не «мне», и остави «нам, не «мне» долги «наши», не «мои», Вот такая молитва Богу угодно.
«Господи, Иисусе Христе» важно говорить на вдохе и «помилуй мя» — на выдохе. И не только просить, но и благодарить, можно своими словами, можно молитвой, можно в виде стихотворения, везде будет правильно, везде душевно полезно взывать о Господе, о помощи к нему, чтобы укрепил и защитил Своею благодатью преумножил и покрыл, явил милосердие, благодатную помощь, благословение на все благие пути жизни сей.
Да и мирянам она очень помогает. Отвлекает от мирского, «собирает» человека, помогает его делать целостным, собранным. Пусть даже, если он работает, трудится, едет или сидит, и мысли его поначалу заняты суетой, но все-равно он все же вскоре возвращает его внутрь к себе, к Богу.
И как учил Старец лучше, если поначалу делать это вслух. Конечно, если рядом с вами нет тех, кто бы искушался и гневался. Ведь от Иисусовой молитвы освещается воздух, все вокруг и бесы скулят. Даже непрестанная Иисусова молитва выше церковных молитв. Если таких с вами немало, то можно делать это про себя. Умная молитва творит невероятное. Его ученик, будущий архимандрит Ефрем, еще в юности жаловался, что у него болит горло, сердце. Ужасно тяжело давалась ему эта молитва, даже говорил своего учителя духовного, Иосифу, что от непрестанной молитвы даже недомогали язык и рот, ощущение будто язва скоро начнется. Но тот утешал его, приободрял не сдаваться. Советовал ему терпеть, не сдаваться. «В противном случае, если не будет боли, плода молитвы не будет. Эта молитва тебя спасет. Она тебе поможет. Станет светом. Так наставляли наши отцы. стараться нужно сосредоточить внимание на внутреннем, не на внешнем».
Ум не будет рассеянным, постепенно им завладеет Имя Иисусово. Если монах, да и любой другой человек не бросит Иисусову молитву, сердце по -царски овладеет молитвой и будет владычествовать над страстями.
Конечно, она Иисусова в чистом ее виде не поможет, никто Исповедь, Причастие и прочие добрые дела никто не отменял.
Иисусова молитва горы свернет, душу просветит. Однажды некий брат так усердно, со всем смирением творил Иисусову молитву, мечтая увидит красоты рая, что он вскоре это увидел духовными очами. Все стало для него совершенно другим, что не описать словами. Птички, поющие, деревья цветущие, травы зеленые все царство Божье говорило о величии Господа.
«Нужно знать, как молиться, — отвечает на этот вопрос Владимир Головин. Только с одной стороны это правильно, но с другой стороны важно знать, как молиться. В духовной жизни, как и в любой другой её сфере, существуют свои правила, упражнения, они общие для всех людей. Более того, практика чтения молитв и у буддистов, и у мусульман очень похожая.