Нелюбимая невестка ( ПРОДОЛЖЕНИЕ )

Алексей стоял у могилы брата и думал о том, что мог бы закончить свою жизнь так же. Мог бы, да вот только вовремя взял себя в руки и смог научиться заново жить, потеряв всё.

НАЧАЛО — ЗДЕСЬ


Его брат Василий потерял любовь в юности, со службы уволили. Но он с легкостью расстался с женой, вернулся к своей любимой спустя годы. Но всё же он жалел себя, жил будто не в своей тарелке. Оттого и пил.
А вот у Алексея жизнь сложилась куда труднее. И со службы уволили, и семью потерял, да вот только жену и дочь он любит всем сердцем и тоска по ним изнуряла мужчину. Только уже ничего не вернуть.

****
1991 год. Латвия, Рига.

— Почему ты отказался? — Наталья, его маленькая и худенькая жена, смотрела на него снизу вверх и глаза её стреляли молниями.
— Потому что я присягу давал Советскому Союзу.
— Но теперь всё изменилось, и нам нужно подстраиваться под обстоятельства.
— А я не буду этого делать, — упрямо ответил Алексей. — Я не буду переходить в латвийскую армию и давать присягу. Это что, по-твоему, игрушки или пустые слова?
— А обо мне ты подумал? — заплакала Наташа. — Ты же теперь считаешься оккупантом, не место тебе здесь теперь.
— Ничего. Вернемся в Россию, я буду служить на своей Родине.
— Нет, — покачала головой Наташа. — Мы туда не вернемся. Я против! Я здесь выросла, здесь прошли мои лучшие годы. Здесь у нас дочь родилась. Мы никуда не поедем.

Она заплакала и скрылась в ванной, заперев дверь. А Алексей уставился в одну точку и смотрел перед собой, ничего не видя. Он понимал, что жена права — она не могла просто так взять и уехать, бросив в Риге всё, что ей дорого.

Он вспомнил, как познакомился с ней. Молодой выпускник Горьковского ракетного училища, он попал по распределению в Ригу. Снял жилье и практически сразу познакомился с дочерью полковника, Натальей. Их семья жила в том же доме.
Это была странная пара — Алексей светловолосый, голубоглазый, очень крупного телосложения, симпатичный, но с мягким характером.
Наталья же была маленького роста, худенькая, темноволосая и заводная. Она была яркая, подвижная и деятельная. И характер у неё отнюдь не мягкий — Наталья работала корреспондентом и профессия обязывала иногда быть жесткой и циничной.
Но любовь между ними вспыхнула сильная. Молодые поженились, Алексей мать в известность поставил, когда уже роспись была. Хотя и понимал, что она одобрит. Как же — дочь полковника в невестках!
Но всё же… Он видел, как вмешивалась мать в жизнь его брата, себе он такой судьбы не хотел.

И всё было хорошо — родилась дочь Ева, которая пошла вся в отца: светленькая, с голубыми глазами. С младенчества было видно, что и ростом она в отца пойдет. Алексей обожал свою дочь, любил жену и думал, что он самый счастливый человек на свете. Любимая семья, служба, родители здоровы. Что еще надо?
Но в их жизнь, как и в судьбы многих людей ворвалась перестройка и распад Советского Союза. Алексея вызвали и предложили дать присягу Латвии, на что он отказался. Теперь ему не место в армии.

***

Наталья не могла простить мужа за то, что он отказался давать присягу Латвии, а А он в свою очередь упрашивал супругу уехать в Россию.
— И что я там делать буду? Эта страна для меня чужая. Здесь у меня работа, здесь дело моей жизни. А там кому я нужна? Ты слышишь только себя, живешь своими желаниями. А о дочери и обо мне ты подумал?

И такие разговоры были раз за разом. В конце концов Алексей понял, что ради сохранения семьи он должен отступить. Да, на службу он не вернется, это даже не обговаривается. Поэтому надо рассматривать другие варианты работы.
Вот и стал Алексей перебиваться случайными заработками- водитель, охранник, грузчик…

Он брался за любую работу, где платили. А в это же время Наталья вдруг будто бы изменилась. Не было в её глазах больше нежности к мужу, перестала она говорить о своей любви к нему. Алексей почувствовал неладное.

Однажды он решил сходить к ней на работу, встретить её в конце дня. Но не успел он дойти до телестудии, как вдруг сердце его будто сжалось от невыносимой боли — Наталья села в машину к какому-то мужчине, поцеловала его и счастливо улыбнулась. Она не заметила Алексея, который стоял и смотрел на неё, осознавая, как рушится его жизнь.

Вернувшись домой, он увидел, что Наталья уже в квартире.
— Где ты был? Ты же говорил, что у тебя сегодня выходной.
— Кто он? — не отвечая на вопрос жены, Алексей подвинул стул и сел напротив неё.
— О ком ты? — вздрогнула Наташа.
— О том мужчине, к которому ты села в машину. О том, которого ты поцеловала. Это ведь он привез тебя домой?
— Ты следил за мной? — возмутилась жена.
— Нет, — покачал головой Лёша. — Просто хотел тебя встретить с работы. Так кто он?
— Это Янис… Мы работаем вместе.
— Видимо, не только работаете. Давно у вас всё началось?
Наталья не стала отпираться.
— Полгода уже. Прости, Лёша, прости. Мы просто так часто стали ссориться, отдаляться друг от друга. А тут Янис. Я будто снова себя девчонкой рядом с ним почувствовала. Мне надо было тебе давно сказать, но я не могла. Ты ради меня и дочери остался в Риге, оставил службу и работаешь, где попало. А я… — она зарыдала.
— Ты его любишь?

Если бы она покачала головой, или ответила, что не знает, то возможно, Алексей бы простил жену, постарался, по крайней мере. Но Наталья промолчала.

****

Алексей вернулся к матери, оставив в Риге жену и дочь. Он понимал, что разбитую чашку не склеить, а жить ради дочери они с Натальей не стали. Лучше расстаться до того, как начнут друг друга ненавидеть.
Алексей устроился на работу, жил с отцом и матерью и радовался за брата, который служил в танковых войсках, жил в Подмосковье с женой. Да, у них не было детей, но Василий по крайней мере не мечется по жизни, а живет спокойно.
Но так было до октября 1993 года. Тогда к матери с отцом вернулся и второй сын.

****

И вот 1998 год. Алексей стоит у могилы брата и думает о том, что если бы он однажды не взял себя в руки, возможно, лежал бы рядом.

2000 год.

— Где Лёшка? — Светлана стояла на пороге Веры Ивановны и видно было, что женщина злится.
— А мне откуда знать? Ты ведь с ним живешь.. — поджала губы мать Алексея.
— Я пришла с работы, а его дома нет. Думала, к вам ушёл.
— Может быть он тоже на работе, а может у него дела свои.
— Да вы не понимаете, — Светлана начала повышать голос. — Он совсем ушёл, вместе с вещами!
— Вот так новость! — Вера Ивановна отступила и пропустила Светлану в квартиру. Это была еще одна нелюбимая невестка, но она уже давно смирилась, что жизнь, которую она распланировала, пошла не в ту сторону.

Алексей год назад сошелся со своей одноклассницей Светкой. Когда-то, будучи девочкой, она бегала за ним, но Лёшка её не замечал. А когда вернулся из Риги, встретился с ней. Сперва между ними ничего не было, Светлана была замужем и вроде неплохо жила. Но шли годы, Алексей похоронил брата, с женщинами у него не выходило ничего, всё лишь мимолетные романы. А полтора года назад Светлану бросил муж. Вот и стали они встречаться, а потом и жить вместе. Вера Ивановна в душе не одобряла этого, но Алексей приближается к порогу сорокалетия и до сих пор не устроен в личной жизни. Вера Ивановна всей душой презирала Наталью, которая предпочла Алешку другому мужчине.
А тут Света…Не самый хороший вариант, но по крайней мере она его любит с юности.
Год они прожили, всё было хорошо, и вдруг сейчас она приходит и говорит, что Лёшки нет. Куда же он делся?
— Если он до утра домой не придет, я буду звонить в милицию.
— Я сам займусь его поисками, — ответил Никита Степанович, отец Алексея. — Хоть я и на пенсии уже, но связи свои не растерял.

****

Светлана ушла, а отец с матерью занялись поисками сына. Нашли его на третий день. Вернее, он нашелся сам. Пришел к ним весь заросший, не бритый. Под глазами черные круги.
— Где ты был, сынок? — заплакала Вера Ивановна.
— У Катерины. У неё отсиживался.
— У Катьки? — Вера Ивановна почувствовала недоумение. Что нужно вдове её старшего сына от Алексея?
— Да. Мне нужно было прийти в себя, собраться с мыслями и я понял, что её дом как нельзя лучше для этого подходит. Я вообще хотел уехать на дачу, но вы бы там меня быстро нашли. Только вот Катька сказала, что нельзя так. Нельзя от вас скрывать…
— Что скрывать? Зачем прятаться, сынок? — Вера Ивановна смотрела на сына, как на полоумного. — Да в чем же дело?
— Дело в том, что у меня рак… И он не лечится. Я не хотел быть никому обузой, хотел исчезнуть, раствориться, чтобы обременять ни вас, ни Светку. Но Катя сказала, что это неправильно.

Будто обухом по голове ударила Веру Ивановну эта новость.
— Ты глупый, Лешка, глупый. Как же ты можешь быть обузой? И не опускай руки, я и папа все свои связи поднимем, но обязательно вылечим тебя.
— Мама, это бесполезно, — покачал головой Лёша. — Ты только Светке ничего не говори. Не надо. Пусть лучше думает, что я сбежал от неё, чем будет страдать и плакать по мне.

***

Светлана приходила, искала его, но Вера Ивановна, как бы не испытывала желание сказать правду, держала слово, данное сыну и не пускала Светлану в квартиру, говорила, что нет его и где Алексей, не знает. В конце концов через три месяца Света уехала из города, посчитав, что Лешка и правда её бросил, ушел к другой бабе. Иначе зачем бы он забрал свои вещи?
Алексей таял с каждым днём, а вместе с ним будто таяла и Вера Ивановна. У неё опустились руки, она устала бороться и было понятно, что все попытки избавиться от болезни были тщетны.
И кто бы мог подумать, но именно самая нелюбимая и нежеланная невестка придет в тот период на помощь!
Встретив Веру Ивановну во дворе, Катя подошла к женщине и со слезами на глазах спросила о состоянии Алексея. Бедная мать разрыдалась.
— Я не могу, я уже устала. Он плачет, он кричит, он будто маленький ребенок. А я не могу и не знаю, чем помочь.
— Вера Ивановна, вы очень устали, вам надо отдохнуть… А хотите, я помогу вам приготовить обед?

Вера Ивановна посмотрела на Катю, подумала немного и кивнула.

****

С тех пор Катя была помощником для Веры Ивановны и Никиты Степановича. Она готовила еду, бегала по аптекам и магазинам, мыла окна и полы, потому что Вера Ивановна будто вместе с сыном теряла силы.
Именно Катя потом и занялась похоронами, когда спустя несколько месяцев Алексея не стало.

*****

Через два года, когда Вера Ивановна умирала, она тихо произнесла вдруг:
— Катя, прости меня. Прости, ради Бога.
— За что? — женщина наклонилась к бывшей свекрови.
— За всё. За те слова, которые я наговорила твоей матери. Помнишь, лето 1975 года? Я тогда совершила самую большую ошибку в своей жизни — помешала любви. Прости меня за всё. За то время, когда я мотала тебе нервы, а ты терпела моего пьяницу-сына, продолжая его любить. Прости за все горькие и обидные слова. Знаешь, я много думала в последнее время и если бы можно было вернуть время вспять, я бы приложила все усилия, лишь бы вы с Васей были счастливы.
— Я давно вас простила, Вера Ивановна. Давно, — Катя улыбнулась, сдерживая слёзы.
— Принеси мне воды, пожалуйста.

Катя встала и пошла из комнаты, а Вера Ивановна дала волю слезам. Вот как судьба расставила — ту, которую она презирала, ту, которую считала самой никудышной и нелюбимой невесткой, вдруг в последнее время стала самым близким и родным человеком, не считая мужа. Именно она, а не Аня и не Наталья сидит возле неё в последние дни жизни. Она услышала голос Юли и тоска взяла её еще сильнее. Где-то там, в далекой Латвии у неё есть внучка. Но так уж вышло и так Наталья настроила её, что Ева не приехала даже на похороны отца. А Вера Ивановна не знает, как выглядит дочь Алексея, ведь Наталья оборвала все контакты.
— Катя, попроси Никиту зайти ко мне, а сама ступай, отдохни. Я поговорю с мужем и посплю.

Катя ушла и не слышала, что говорила Никите Степановичу умирающая женщина. Она узнала об этом потом, спустя четыре года…

ЭПИЛОГ

После того, как Веры Ивановны не стало, Катя не бросила бывшего свёкра, ухаживала и за ним. Через четыре года настало то время, когда и он слёг.
— Катюша, дочка, открой комод, — однажды попросил он. — Там бумаги лежат в папке, посмотри.

Катя сделала, о чем просил её мужчина, вытащила бумаги из папки и удивленно вскрикнула:
— Вы что?
— Не надо удивляться, не стоит. Я всё сделал правильно. Так захотела Верочка, и я её желание поддерживаю. Наша квартира достанется тебе и Юлечке. Кроме вас у нас никого нет.
— Но как же Ева, внучка?
Никита Степанович тяжело вздохнул:
— А есть ли она? Я не знаю, как она выглядит, я не знаю её голоса. И думаю, что она ни дня своей жизни не помнила о нас. Какие-то старики в холодной России. А ты здесь, ты рядом. Мы были несправедливы к тебе, не зная, какая ты на самом деле.

Катя расплакалась.
— Не плачь, дочка. Не плачь. Когда меня не станет, позови на поминки соседей, помянете и больше не плачь по нам. Мы свое отжили. А тебе и дочке жить. Только обещай, что счастливой будешь.
— Обещаю, — сквозь слезы произнесла Катя.

Спустя годы она поймет, что сдержала обещание. Да, Катя больше не вышла замуж, но счастье нашла в другом — в дочери и внуках. Она была счастливой женщиной, как и обещала…

Благодарю подписчицу за историю.

Автор Хельга

"Справедливая" реальность (ПРОДОЛЖЕНИЕ )

«Справедливая» реальность (ПРОДОЛЖЕНИЕ )

Спустя полчаса пришёл настоящий электрик, из управляющей компании. Сразу обозначил цену, в которую Тамаре обойдётся его работа. После отключил электричество ...
"Справедливая" реальность

«Справедливая» реальность

Тамара не страдала от отсутствия мужского внимания — многие парни пытались за ней ухаживать, но она выбрала Виталия, который хоть ...