С 1 марта вступили в силу новые правила отпуска лекарств из аптек — фармацевтам запретили скрывать информацию о наличии аналогов лекарственных препаратов и ценах на них.
ОБСЛЕДУЮТ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗОНЕ
В первый весенний день вступил в силу приказ Минздрава России от 31.08.2016 №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».
В приказе есть как минимум два революционных пункта. Один из них касается обязательств фармацевта консультировать покупателя при покупке лекарств — даже есть совет выделить аптекам для таких консультаций отдельную зону.
Опирается приказ на новый профессиональный стандарт «Провизор».
«Вводится новая функция аптечного работника — фармацевтическое консультирование, — комментирует Ольга Ферова, генеральный директор аптечной сети «ФЕОЛА». — Отныне именно провизоры должны уведомлять посетителей о методах поддержания и укрепления здоровья, технологиях здорового образа жизни, формировать навыки ответственного самолечения».
Теперь задача фармацевта — не просто доставать для вас лекарства с полочки, а уметь моментально оценивать ваш внешний вид и «распознавать симптомы заболеваний», предлагать вам все имеющиеся лекарства от ваших болезней, начиная от самых дорогих препаратов и заканчивая дешевыми аналогами.
Но и это еще не все — провизор обязан рассказать покупателю, как именно применять данный препарат: до или после еды, сколько именно таблеток, заодно поведать о побочных эффектах.
Исключение будет сделано только для тех покупателей, кто придет с рецептом от врача. Но и тут не все так просто. Согласно новым правилам, врач обязан указать в рецепте не конкретный препарат (торговую марку), а только лишь его международное непатентованное название.
«Аптечный работник должен затребовать рецепт, правильно прочитать его и указать все имеющиеся препараты с данной дозировкой и с указанным действующим веществом. В случае отсутствия рецепта аптечный работник может предложить имеющиеся безрецептурные препараты разных ценовых категорий, предварительно расспросив о симптомах, возрасте пациента и так далее», — продолжает Ольга Ферова.
Если врач все же назначил конкретную торговую марку и тем более если этот препарат из разряда дорогостоящих, провизор имеет право отговорить покупателя от покупки, «огласив покупателю дешевые аналоги».
Впрочем, у юристов к новому закону имеется немало вопросов.
«Если данные в аптеке рекомендации приведут к побочным эффектам, инвалидности или смерти больного, какую ответственность будет нести фармацевт? Ведь в отличие от врача продавец в аптеке не ведет никаких записей в медицинской карточке, его советы и рекомендации нигде не фиксируются. То есть в случае чего доказать его вину будет невозможно. Провизор всегда сможет сказать: я ничего такого не советовал», — высказывает опасения глава Общества защиты прав потребителей Алексей Самохвалов.
Он приводит в пример западные страны, в большинстве из которых многие лекарства продаются только по рецептам и провизор не имеет права предлагать какой-либо другой препарат взамен назначенного врачом.
Не исключено, что новые правила приведут к очередям в аптеках. Ведь подобное консультирование с выяснением возраста больного и всех его болячек займет не менее 15-20 минут.
Зато сами аптеки своими расширившимися полномочиями вполне довольны. «Это главная новация: аптекам возвращена их исторически сложившаяся социальная роль, а с работников аптек, традиционно пользовавшихся уважением у населения, наконец-то снято клеймо продажника», — комментирует Ольга Ферова.
ЛЕКАРСТВА ПОДОРОЖАЮТ?
Еще одно новшество — защита покупателя от подделок. Закон обязывает аптеки установить для покупателей сканирующее оборудование, которое будет считывать с упаковки лекарства специальный код. О запуске «проекта по организации маркировки упаковки лекарственных препаратов спецкодами для борьбы с подделками» премьер-министр Дмитрий Медведев заявил еще в конце января.
У специалистов в области защиты от подделок сам механизм реализации данного проекта вызывает немало вопросов — эксперты считают его коррупционным.
«Зачастую под законодательной инициативой, направленной на борьбу с контрафактом, скрываются интересы коммерческих структур, которым в итоге будет поручено внедрять данные технологии. Попытка подвести всех под единый стандарт вытолкнет с рынка маркировки лекарств многих игроков», — полагает директор по развитию компании «Авента-Инфо» Наталья Костикова.
В пилотном проекте, анонсированном Дмитрием Медведевым, в этом году примет участие 10% российских аптек. «Для дешевых лекарств вводится дата-матрикс — это код, который распознается телефоном со встроенной видеокамерой. Покупателю достаточно будет навести камеру телефона на этот код, чтобы получить информацию, подлинное лекарство у него в руках или подделка», — объясняет Наталья Костикова.
Вот только большинство пенсионеров воспользоваться данной услугой не смогут, так как почти у всех у них самые простые дешевые телефоны, так называемые бабушкофоны. Видеокамер на них не предусмотрено. Да и другим покупателям тоже придется несладко. Для сканирования необходимо заранее скачать на свой мобильный специальное приложение, которое займет мегабайты памяти, не говоря уже о том, что сама надежность кода под большим вопросом.
«С учетом развития полиграфии скопировать и нанести на упаковку подделки открытый код не составляет большого труда. Это гораздо проще, чем наладить производство и реализацию поддельных лекарств», — считает Наталья Костикова.
Минздрав обещает, что бабушки с простыми телефонами обделены не будут. Для них в аптеках установят специальные сканирующие терминалы. Вот только когда их установят — большой вопрос.
Одна из фармкомпаний уже подсчитала, что установка оборудования для маркировки лекарств дата-матрикс обойдется ей в… 300 тыс. долларов! Эксперты полагают, что борьба за подлинность лекарств приведет к подорожанию этих самых лекарств.
Для лекарств, цена которых измеряется тысячами рублей, удорожание на 5-10 рублей пройдет незаметно.
А вот для тех же пенсионеров, которые покупают в основном лекарства нижнего ценового сегмента, прибавка в 10 рублей за каждый препарат влетит в итоге в копеечку.
К тому же сканирование может отразиться на лечебных свойствах препарата не лучшим образом, предупреждают эксперты. «Есть лекарства очень чувствительные к любому излучению. Тем более подразумевается, что сканировать препарат должны будут не единожды, а по всей цепочке: дистрибьютор считывает эти метки, потом аптека и затем уже сам покупатель», — говорит Наталья Костикова.