По грибы славяне ходили издавна, чем разительно отличались от соседей-европейцев, с пренебрежением относившихся к лесным дарам природы и восхвалявших, например, блюда из лягушек.
«Заветные слова»
У нас, начиная со второй половины лета, в леса, боры и рощи уходили целыми селениями, после чего десятки и сотни телег, «под завязку» загруженных свежими, сушеными и солеными грибочками, отправлялись на городские базары. При этом простодушные селяне к вырастающим «из ничего и ниоткуда» грибам всегда относились с большим подозрением и пытались объяснить их появление то ударами молний, то «божьими плевками» или, наоборот, проказами дьявола, либо магическим действием радуги и даже собственными прегрешениями. Мол, грибы-дубовики и подосиновики среди них — самые серьезные, а сыроежки и свинушки — незначительные.
Согласно устоявшимся верованиям, все находившееся в лесу принадлежало его единоличному владельцу — лешему. Поэтому, прежде чем приступать к сбору грибов, требовалось, во-первых, испросить у него разрешения, а во-вторых, совершить определенные ритуалы и произнести специальные «заветные слова», чтобы грибы в траве и листве не прятались и сами под ноги попадались. В противном случае можно было вернуться домой с пустой корзинкой.
Слова, понятно, у каждого имелись свои, как, собственно, и ритуальные действия. Согласно одному из них, чтобы понапрасну не проходить лесными тропками десятки верст, при входе в лес необходимо было положить в картуз или заткнуть под платок стебли разных травинок, а в кармане спрятать кусок мха.
Уже занимаясь «тихой охотой», держали селяне в голове и особые приметы, помогавшие при сборе грибов. Так, если вдруг прямо из-под ног выскакивал заяц, следовало непременно направиться за ним, поскольку косой, как правило, пытался скрыться от человека исключительно в грибных местах.
В круг — ни ногой
Старожилы утверждали, что в високосные годы урожаи грибов, как правило, в два раза больше, чем обычно. Но связано это исключительно с массовым появлением ядовитых двойников. В связи с этим нашими предками даже была придумана довольно точно отражающая положение вещей присказка: «Носить в такой год из леса грибы — нести на кладбище гробы!»
Но, охота пуще неволи, и поэтому, чтобы «застраховаться» от отравления ложными боровиками и груздями, грибники перед входом в лес произносили заговор, якобы защищавший от «яда, резей в животе, холодного озноба и расстройства желудка».
Соблюдали особую осторожность селяне и при сборе грибов в так называемых «ведьминых кругах», суть которых современные ученые уже давно объяснили с научной точки зрения. Раньше же, обнаружив на лесной поляне странную окружность, абсолютно лишенную растительности в центре и густо поросшую по краям грибами, люди искренне полагали, что на этом участке земли ведьмы по ночам устраивали свои шабаши.
Естественно, крепенькие рыжики, подберезовики и маслята грибники с краю кругов собирали, но ступить внутрь, чтобы ненароком не провалиться в преисподнюю, не соглашались ни за какие коврижки.